МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДНОСТИ: ХОТОНЫ
2016.01.13.
Среди народов монгольской национальности есть особая этническая группа людей, отличающаяся своим происхождением и культурой. Это –хотоны.
Из уст самих хотонов и других документальных источников происхождение хотонов имеет несколько вариантов. Но самой достоверной, основанной на устных преданиях самих хотонов и исследованиях учёных, является то, что во время правления Галдан бошогт хана они стали подданными Джунгарского государства. В те времена Галдан бошогт завоевал города восточного Туркестана и Уйгурии и переселял в разные места народы, занимающиеся земледелием. В рамках этих событий, есть предание, что на территории нынешнего Увс аймака Улаангом он расселил группу хотонов, для возделывания земли.
По данным перепеси населения 1928 и 1930 годов было зарегистрировано намного больше хотонов, чем раньше. Поэтому в ходе реформы администартивного деления был создан Алтан тээлийн сомон для проживания хотонов.А в 1933 году данный сомон был переименован в сомон Тариалан.
В настоящее время в Монголии проживают более 10 тысяч хотонов, они живут в основном в сомоне Тариалан, аймака Увс, на северо-западе Монголии к югу от озера Увс-Нуур. А слово “тариалан” в переводе означает пашня. В местах их расселения наконусе выносареки Хархира ещё 300 лет назад были созданы оросительные системы, что определило значительные отличия с окружающим кочевым животноводческим населением. Эти отличия сохраняются и до настоящего времени, неслучайно району компактного проживания хотонов было присвоено такое наименование. Также заметное количество хотонов проживает в соседствующих с сомоном Тариалан сомоне Наранбулаг.
Самыми первыми исследователями, обратившие внимание на хотонов были русские учёные Потанин и Владимирцов, побывавшие в здешних местах в 1910-х годах. Учёный Потанин путешествовал по местам проживания хотонов, знакомился с их бытом, языком. А учёный Владимирцов более глубоко изучал особенности языка хотонов. Также он записал со слов самих хотонов их легенды и эпосы. Из исследований Владимрцова стало ясно, что хотоны имеют тюркское происхождение. Он распознал в их языке более 100 слов из тюркского языка. Да и сами они говорили, что они имеют разное с дербетами происхождение. Также Владимирцов установил, что с точки зрения антропологии они схожи с народами восточного Туркестана, даже их способ земледелия сохранил признаки земледелия восточного Туркестана.
Хотоны отличаются от окружающего местного населения (и от всех монголов) антропологическим типом, так как несмотря на практикуемые смешанные браки у них сохраняются черты памирского типа лица.
Ранее хотонами использовался собственный язык тюркской группы —хотонский язык. В настоящее время хотоны полностью перешли на диалекткалмыцкого (ойратского) языка, характерный длядербетов — основного этноса, населяющего Убсунурский аймак. Некоторые источники отмечают, что речь хотонов сохранила больше исконных ойратских черт, нежели говор собственно дербетов ибаятов, испытавший значительное халхаское влияние.
Исторически все хотоны были мусульманами, однако за века проживания в регионе, где окружающее население исповедует буддизмв сочетании с элементами шаманизма, хотонами было утрачено большинство исламских обрядов, от местного населения были восприняты обычаи, которые не совместимы с исламским вероучением. Тем не менее, в этой этнической группе сохраняется память как о тюркском, так и о мусульманском происхождении. В обрядовой практике продолжают использоваться отрывки исламских молитв (только на хотонском языке), в отношении мальчиков продолжает сохраняться традицияобрезания. В настоящее время предпринимаются определённые шаги по возрождению исламских традиций.
Источник:
http://ru.vom.mn/i/13196