Автор Тема: Обычаи и особенности поведения в стране  (Прочитано 30073 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vik

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 205
  • Страна: ua
  • Карма: 9
  • Пол: Мужской
  • Налайх, осень 1980-82
  • Skype: pugachev62
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #19 : 24 Февраль 2009, 02:06:32 »
Об особенностях вождения в Монголии знаю не по наслышке. Как-то раз сам попал в аварийную ситуацию: Ехал в У-Батор по трассе от Налайха, скорость была километров 80-90 в час, впереди шёл с такой же скоростью ЗиЛ-130 с монгольскими номерами, вдруг он резко тормозит и останавливается (не включая правый поворот, не съезжая на обочину). Я едва успел затормозить, выскочил из машины, а водитель-монгол просто захотел на колесо помочиться, у меня был шок. Зато получил урок и дистанцию соблюдал всегда и с запасом.

Оффлайн petsamonord62

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 69
  • Страна: ru
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
  • Не дай Вам Господь!
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #20 : 26 Январь 2010, 21:41:42 »
Привет всем!
Монголия - страна интересная, и жить в ней можно, если знаешь традиции. Я долго служил в Монголии, часто по роду службы общался с местным населением, даже был у меня друг - подполковник Монгольского КГБ.. Так что о традициях знаю не по наслышке. Итак - традиции степи.
Вы в курсе, что в стране населения мало, а площади большие. Можно ехать по степи 500км, и встретить всего одну юрту. Так вот: если решили заехать, надо учесть следующее.
На подъезде смотрите по сторонам, что пасется рядом (потом пригодиться). Машину (коня, оружие) должны оставить у перевязи, где монголы коней привязывают, не ближе к юрте. Далее: когда входите в юрту, на порог наступать ни в коем случае нельзя (страшное оскорбление). Головной убор надо снять. Далее: обращаться к хозяину почтительно. руки первым не протягивать, без приглашения не садиться. Первые вопросы: как здоровье его стада? каков приплод овец (или чего у него там паслось), какова трава на его пастбищах? не помешала ли ему погода в этом сезоне? Если после этого хозяин видит. что ты - свой человек, он приглашает тебя сесть и хлопает в ладоши. Входит хозяйка, выносит пиалу с чаем - чаще зеленым, подправленным молоком или жиром! Да-да, бараньим жиром! и ты должен это выпить, не все, но несколько глотков обязательно, отказаться нельзя. И вот если ты все это выполнил, хозяин видит - хороший человек, знает и уважает традиции - он снова хлопает в ладоши, и по мановению волшебной палочки накрывается стол. Вполне европейский, даже с водкой и коньяком. вы сидите, едите и неспеша ведете беседу. И не дай вам бог остаться на ночь! Если путника в пути застала ночь, ехать далеко, непогода там.. То на ночь хозяин подкладывает ему в постель старшую дочь! И попробуй откажись - утром рискуешь не проснуться.. Так что если в юрте пацаны - тебе повезло.. Зато утром, когда ты уезжаешь, до коновязи (машины) тебя провожают всей семьей, в дорогу обязательно собирают воду и продукты, хозяйка сбрызнет молоком колеса твоей машины (в древности женщины сбрызгивали молоком стремена коней отъезжающих мужчин как пожелание хорошей и безопасной дороги) и дают с собой маленькую дощечку с чем-то написанным. Это всесильный пропуск. Когда ты в степи встретишь кого-нибудь, включая бандитов и воров, тронуть они тебя не имеют права - ты под защитой имени этого монгола, еще и едой поделятся.  По другому нельзя - духов обидишь. Так, если знать правила поведения, по Монголии можно путешествовать в одних трусах. будешь в безопасности, сыт и доволен! Это я проверил на своей практике, часто ездил по степи!
Сайн-Шанд, Чойер: 1985-1987, Улан-Батор: 1987-1988, Бага-Нуур: 1988-1991

Оффлайн Кузнецов Валерий

  • "Всё проходит и это пройдет"
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 1252
  • Страна: ru
  • Карма: 129
  • Пол: Мужской
  • "Почему же в Монголию снова возвращется память моя
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #21 : 11 Февраль 2010, 15:59:24 »
А как насчет помывки в бане? В Сайн-Шанде помню была баня, около Южного,  рядом был и бассейн 5 на 10 м, один раз даже заполнили его водой, мы  в нем плавали в жару вечерком, затем в бассен набросали досок и доступ был закрыт. Привился ли культ чистоты или пользуются по старинке. Раньше говорили , что работающим монголам не давали зарплату, пока не принесут справку из бани, что помылись. Обычай  мыть тело привился или нет?
Сайншанд 1970 в\ч 04318  (командировки и выполнение правительственного задания в составе сводного батальона) Мандалговь, Омноговь, Даланзадгад,Обот Хурал, Гурвантес, Ноен(04-05.70) Чойр,Улан-Батор,Баарунхара, Зуунхара, Дархан, Эрденент, Сухе-Батор. (1971-72), Ханх,оз. Хубсугул, Хатгал, Мурен (1973)

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #22 : 15 Февраль 2010, 14:28:03 »
В Цагаан сар:

При приветствии те, кто младше, протягивают обе руки ладонью вверх иподдерживают локоть старшего, который также протягивает руки вперед, ноладонью вниз. При этом старший целует в обе щеки младшего, а можетпросто прикоснуться щекой к щеке. По традиции, муж и жена не совершаютэтот ритуал друг с другом, ибо их считают единым целым. Таким образомчлены семьи выказывают уважение и любовь друг к другу. Люди такжежелают:"Будь счастлив в новом году, не зная страданий и ненависти".
После церемонии приветствия, которая совершается в доме самогостаршего, гостей приглашают за стол. Важной деталью праздничного столаявляется вареный бараний крестец. Угостив гостей чаем, хозяйка домаприносит бузы. Тот, кому попадется буз с монетой, считается самымсчастливым человеком года. По традиции, гости сначала отведают рис с изюмом, а затем принимаются за мясо. Послеэтого люди обмениваются подарками. Старшему преподносят хадак в знакглубокого уважения, желая ему долгой жизни и крепкого здоровья. Детямдарят сладости и игрушки. Обычно гостям дают подарки светлого цвета,дарить одну вещь не положено. В древние времена, самым ценным подаркомсреди монголов считались 9 белых, а именно: 8 белых лошадей и 1 белыйверблюд, золотые и серебряные ембу (слитки в форме седла), дорогиешелка, хадаг, сладости, одежда и пр.
Хозяин дома обменивается с гостями табакеркой. Можно просто понюхатьтабакерку и вернуть ее обратно хозяину. В пик праздничной церемониилюди начинают петь песни под аккомпанемент национального музыкальногоинструмента морин хуура. Здесь хозяин дома преподносит гостю чашу с водкой, получив ее, гость должен начать песню, которуюподпевают другие.
Вечером первого дня Цагаан сара люди играют в разные игры. Естьдесятки, если не сотни, разных видов игр в кости шагай. Такжеорганизуются скачки и состязания по национальной борьбе.
           В городе Цагаан сар отмечают несколько дней, но на селе приветствия и визиты гостей продолжаются целый месяц.

http://montsame.mn/index.php?option=com_news&mt=normal_news&tab=201002&task=news_detail&ne=723
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Амыр

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 22
  • Страна: ru
  • Карма: 2
  • Пол: Мужской
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #23 : 03 Март 2010, 21:00:58 »
Привет всем!
Монголия - страна интересная, и жить в ней можно, если знаешь традиции. Я долго служил в Монголии, часто по роду службы общался с местным населением, даже был у меня друг - подполковник Монгольского КГБ.. Так что о традициях знаю не по наслышке. Итак - традиции степи.
Вы в курсе, что в стране населения мало, а площади большие. Можно ехать по степи 500км, и встретить всего одну юрту. Так вот: если решили заехать, надо учесть следующее.
На подъезде смотрите по сторонам, что пасется рядом (потом пригодиться). Машину (коня, оружие) должны оставить у перевязи, где монголы коней привязывают, не ближе к юрте. Далее: когда входите в юрту, на порог наступать ни в коем случае нельзя (страшное оскорбление). Головной убор надо снять. Далее: обращаться к хозяину почтительно. руки первым не протягивать, без приглашения не садиться. Первые вопросы: как здоровье его стада? каков приплод овец (или чего у него там паслось), какова трава на его пастбищах? не помешала ли ему погода в этом сезоне? Если после этого хозяин видит. что ты - свой человек, он приглашает тебя сесть и хлопает в ладоши. Входит хозяйка, выносит пиалу с чаем - чаще зеленым, подправленным молоком или жиром! Да-да, бараньим жиром! и ты должен это выпить, не все, но несколько глотков обязательно, отказаться нельзя. И вот если ты все это выполнил, хозяин видит - хороший человек, знает и уважает традиции - он снова хлопает в ладоши, и по мановению волшебной палочки накрывается стол. Вполне европейский, даже с водкой и коньяком. вы сидите, едите и неспеша ведете беседу. И не дай вам бог остаться на ночь! Если путника в пути застала ночь, ехать далеко, непогода там.. То на ночь хозяин подкладывает ему в постель старшую дочь! И попробуй откажись - утром рискуешь не проснуться.. Так что если в юрте пацаны - тебе повезло.. Зато утром, когда ты уезжаешь, до коновязи (машины) тебя провожают всей семьей, в дорогу обязательно собирают воду и продукты, хозяйка сбрызнет молоком колеса твоей машины (в древности женщины сбрызгивали молоком стремена коней отъезжающих мужчин как пожелание хорошей и безопасной дороги) и дают с собой маленькую дощечку с чем-то написанным. Это всесильный пропуск. Когда ты в степи встретишь кого-нибудь, включая бандитов и воров, тронуть они тебя не имеют права - ты под защитой имени этого монгола, еще и едой поделятся.  По другому нельзя - духов обидишь. Так, если знать правила поведения, по Монголии можно путешествовать в одних трусах. будешь в безопасности, сыт и доволен! Это я проверил на своей практике, часто ездил по степи!

Глупости какие то.

«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке? ».

Чингисхан

Оффлайн Bredly

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 335
  • Страна: ru
  • Карма: 48
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #24 : 23 Декабрь 2010, 17:03:34 »
Это видео было сделано в начале февраля 2006 года, недалеко от города Baganuur около 120 км к востоку от Улан-Батора,  в семье г-Даваа во время зимовки.

Приветствие в БЕЛЫЙ МЕСЯЦ (ЦАГААН-САР) при встрече в юрте и в степи (соответственно).
<a href="http://www.youtube.com/watch?v=4dIvI8qcG_8" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=4dIvI8qcG_8</a> <a href="http://www.youtube.com/watch?v=Az2-aJfe7P8" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=Az2-aJfe7P8</a>

http://www.e-mongol.com/mongolia_videos.htm
« Последнее редактирование: 23 Декабрь 2010, 22:58:06 от Bredly »

Оффлайн Сергей Крона

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 3811
  • Страна: ru
  • Карма: 209
  • Пол: Мужской
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #25 : 23 Декабрь 2010, 18:38:44 »
Интересно, постановка это или нет? В юрте же должны быть и мужская и женская стороны? Мужик сел напротив двери, вроде как гость почетный, а пришлая с ним женщина - вообще непонятно куда, Ее же сторона юрты левая? Или садились как для камеры удобней? Тогда постановка получается?
аэродром Чойр-2, 18 разъезд или "тридцатка". Это одно и то же - В/ч п/п 23291.
ДМБ май 78. Дембель в маЮ, все ...

Оффлайн Oleg60

  • ***
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 217
  • Страна: ru
  • Карма: 1
  • Пол: Мужской
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #26 : 07 Январь 2011, 17:44:22 »
Ага. Жди.  :D  Предложат тебе дочь. Как же. Раскатил губу. :D  Откуда Вы всего этого набрались. УБ вполне современный город, и гадят там привокзальные бичи не чаще, чем на нашем вокзале.
В юртам, да. С гигиеной немного напряженка. Только в степи по кустикам не бегают. Туалет делают в сторонке. Город по сравнению с российским грязноват, но центральные улицы местное ЖКХ убирает. Да и сами монгольские власти борются с таким явлением как загрязнение города.

Оффлайн Oleg60

  • ***
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 217
  • Страна: ru
  • Карма: 1
  • Пол: Мужской
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #27 : 08 Январь 2011, 19:47:18 »
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ
Главенствующая роль этнических монголов в завоевании Евразии и их последующие длительное господство должны сохранить следы этого явления в культуре и обычаях народа. В самом деле, историкам известен старомонгольский свод законов «Джасак», введенный Чингисханом – свод воинских правил, сохранившихся в основном благодаря персидским летописям Рашид ад-Дина. Он гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его». Значение «Джасака» для становления государственности в империи Чингисхана отмечается всеми историками. Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью. Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры среди монголов, неповиновение детей родителям, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.
 
Следует отметить, что монголы до сих пор сохраняют и свято чтят древние обычаи кочевой жизни, живут в войлочных юртах автономно и обеспечивают свое существование за счет родового ведения натурального хозяйства.
 
В классической монографии ученого-востоковеда И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов. Обычаи монголов и черты их характера отражены в этой книге настолько полно, что без её цитирования не обходится ни одна из публикаций по этой теме.
 
Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный – в их понятии почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный – достоин всякого сожаления.
 
Любопытство монголов и их гостеприимство, как национальные черты характера, отмечают многие путешественники и сегодня. Стоит встать лагерем, как ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. После вручения им мелких сувениров, обычно уходили, но на следующий день приходили другие.
 
В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спешно и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.
 
Множество примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а всяческие кары сулятся тому, кто нарушит обычаи. Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко. Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши. Запретными считаются имена духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.
 
Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места». Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность. При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.
 
Старое монгольское общество практиковало ряд запретов, связанных с верой в духов: запрещалось купаться в реке, черпать воду золотой и серебряной посудой, резать скот, перерезая ему горло, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой. Ращид ад-Дин сообщает: «Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство».
 
Обычаи и традиции местного населения своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию Центральной Азии. Некоторые из обычаев являются, по сути, отголосками древних шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых со временем было утрачено, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения. Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ тэнгри). Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия: оттого монголы, чувствуя правоту восклицали: «небо, ты будь судьей».
 
Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, – удачи не будет. По поверью монгол, каждая гора и долина имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У монголов существует обычай «брызгать» духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх.
 
Гильом де Рубрук так описывает этот обычай: «Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого «монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».
 
«Платьев они никогда не моют, так как говорят, что Бог тогда гневается и что будет гром, если их повесить сушить». Рашид ад-Дин сообщает, что «обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит днем в воде, не моет рук в воде, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого сильно боятся и обращаются в бегство».
 
Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
 
Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
 
От древних обычаев сохранилось уважительного отношение к огню своего очага. Очаг в юрте – место обитания богини огня Ут или хозяина огня – Отхан-галахан. С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.
 
Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь. Известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках.
 
Обычай гостеприимства. До сих пор существует поверье: чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в юрту, тем счастливее будет настающий год. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.
 
Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.
 
При посещении буддийских дацанов, надо сначала обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Внутри храма двигаются по часовой стрелке и не входят в него в шортах. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать.

Со времен «Ясы Чингисхана» монгольские табу стали основой монгольского общества. Вот некоторые из них:
 
  • Нельзя косо смотреть, сердиться, материться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
  • Если сын хорошо бережет имя отца, то он также будет во всем счастлив.
  • Нельзя переходить дорогу перед старшими, пожилыми людьми. Этим наносится оскорбление, неуважение к старшим.
  • Тот, кто утратит свои прежние обычаи, будет всеми презираем и опорочит собственное имя.
  • Нельзя показывать ладони другому человеку. Считается, что линии на ладони отражают судьбу человека. Поэтому, монголы прячут свои ладони от других.
  • Нельзя без нужды рвать растения и цветы.
  • Запрещается убивать животное с детенышами.
  • У источника воды запрещается мыть грязные вещи и мыться с мылом. Такие действия считаются осквернением источника.
  • Нельзя ходить «до ветру» в сторону Полярной звезды. Северная сторона у монголов является почетной.
  • Запрещается давать огонь (очага) в другой дом или юрту (исключение только своим родственникам). Запрещается брать огонь у постороннего человека.
  • Нельзя ставить юрту на месте, где раньше располагались чужие юрты.
  • Нельзя ступать ногой на золу. Монголы считают, что на золе оставляет свои следы душа умершего человека.
  • При встрече не целуются, только касаются щек друг друга.
  • Запрещается дарить нож, острые предметы.
  • Придя в гости, главный подарок сразу не показывают, дают только при уходе. Подарки дарят не все сразу, а поочередно в течение всей встречи.
  • При затмении солнца, луны запрещается: есть, пить, спать и лежать.
  • Если прольется на землю вино или кумыс, то молния поразит лошадей.
  • Если пролито много вина, молния наверняка попадет в дом.
  • Преднамеренное пролитие вина или молока расценивалась монголами, как вредоносная магия против жилища и животных.
  • Монгольская женщина не расчесывает волосы при мужчине.
  • У монголов не принято без спроса хозяев входить в юрту. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно, озираясь по сторонам. Нужно обязательно подать-Голос или покашлять. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких враждебных намерений.
  • Нельзя наступать на порог юрты. На пороге юрты запрещается сидеть, стоять и разговаривать с гостем.
  • Не должно покрывать голову платьем, закладывать обе руки за шею или заплетать их сзади
  • Запрещается в юрту вносить оружие. Его принято оставлять за порогом. Посетители должны снять с себя оружие и оставить его на правой стороне. Вынуть лук из сайдака, опустить тетиву, не оставлять в колчане стрел.
  • В юрте гостю нельзя садиться самовольно на северной – почетной стороне. Гостю заранее указывают его место. Он не должен садиться, где попало. 
  • Перед заходом в юрту, нельзя ходить «до ветру» (облегчаться). Это считается оскорблением и неуважением к хозяевам юрты.
  • Нельзя входить в гости к хозяевам юрты с засученными рукавами, с лопатой или другими землеройными орудиями. По монгольскому обычаю монголы засучивают рукава при похоронах, а землеройные орудия вносимые в юрту считаются дурной приметой.
  • Нельзя приходить в гости с пустой посудой. Нужно обязательно в посуду что-нибудь положить, чтобы счастье из юрты не было унесено в пустой посуде.
  • Считается неприличным помогать хозяевам: передавать пищу, обслуживать гостей. Нельзя уйти, не попробовав угощение хозяев.
  • Нельзя стоя пить водку. Соблюдая обычаи стола, нужно обязательно сидя выпить предложенную водку.
  • На донышке пиалы не принято оставлять остатки чая и бросать в чашку остатки и объедки.
  • При застолье гости не имеют права менять свои места.
  • Когда дают угощение, не берут его одной рукой, в знак уважения принято брать угощение двумя руками.
  • Счастливым днем для начала дела считается полнолуние или начало лунного месяца.
  • Внутри храмовых стен, на монастырской земле, «невозможно убивать животных, сюда нельзя вносить водку и вино, здесь нельзя оставлять ночевать женщину, или же возможно только с разрешения начальника монастыря».
  • Считается унизительным чтение священным книг с людьми непосвященными ради забавы, смеясь и выкрикивая на разные голоса.
  • Нельзя употреблять воду вместе с животными – без различия будет ли то питье, на умывание, на омовение платья, посуды, зубочистки, поливку травы и пр.
  • Духовным лицам запрещается прикосновение к драгоценностям. По этому правилу воспрещается вообще брать в руки драгоценности, а равно светские музыкальные инструменты, военное оружие, так как все это способствует развлечению духа.
« Последнее редактирование: 08 Январь 2011, 21:47:57 от Mongol.Su ® »

Оффлайн Сэлэнгэ

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 13
  • Страна: mn
  • Карма: 4
  • Пол: Женский
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #28 : 24 Февраль 2011, 16:43:26 »
Интересно, постановка это или нет? В юрте же должны быть и мужская и женская стороны? Мужик сел напротив двери, вроде как гость почетный, а пришлая с ним женщина - вообще непонятно куда, Ее же сторона юрты левая? Или садились как для камеры удобней? Тогда постановка получается?

         Это ритуал приветствия в Лунный Новый год – Золголт.Супруги пришли к  матери или может быть к старшей родственнице.
Это не постановка, так обычно и приветствуют друг друга в Цагаан сар в семьях.
Хоймор - место севернее очага, как раз напротив (не рядом, а напротив) двери.  Это самое почетное место в юрте. На видео там как раз сидит мать, к которой пришли дети, наверное сын с невесткой.  Дверь находитсяна южной стороне.
         Когда принимают гостей хозяин сидит на северной стoроне, а остальные члены семьи находятся в левой стороне юрты (гэр), а гости  на правой. Тогда гости,  и мужчины и женщины, сидят на северной и западной стороне юрты. Это когда гостей не  очень много.
А вот когда приходят много почетных мужчин с супругами, то если всем сесть вперемежку, то некоторым мужчинам пришлось бы сесть  на левой стороне. Чтобы такого не случилось, женщины, особенно если они младше по возрасту или статусу, переходят на левую женскую сторону. И  насеверной и западной части юрты будут сидет только мужчины.
На северо-восточной стороне тоже могут находится гости. А на юго-восточной стороне – «кухонная» часть, самая «домашняя»сторона.  Северо-западная – самая «гостевая»сторона.  :)

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #29 : 24 Февраль 2011, 21:45:31 »
Сэлэнгэ, а как правильно определять левую и правую сторону? Стоя в юрте спиной к выходу или лицом?
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Altandosh

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 17
  • Страна: ru
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Skype: altandosh1
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #30 : 13 Январь 2012, 00:35:04 »
Сэлэнгэ, а как правильно определять левую и правую сторону? Стоя в юрте спиной к выходу или лицом?
Лицом к выходу.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #31 : 13 Январь 2012, 01:00:32 »
Спасибо, Алтандош!

Мне всегда было интересно вот такое: например, приезжает кто то из нас в Монголию. Как принято, как правильно вести себя в разных ситуациях...
Например, вы на улице кого то хотите спросить, незнакомого, надо к нему как то обратиться, поприветствовать...
Как, какими словами?

Как попросить продавца в магазине?
Как официанта в ресторане?

Как купить билет на автобус или на поезд, тут есть свои хитрости или правила?
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Никола

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4891
  • Страна: ru
  • Карма: 237
  • Пол: Мужской
  • Skype: nik64.petrow
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #32 : 13 Январь 2012, 01:15:27 »
Спасибо, Алтандош!


Как попросить продавца в магазине?
Как официанта в ресторане?

Как купить билет на автобус или на поезд, тут есть свои хитрости или правила?
Вадим,ну ты-же в этом вопросе, мне кажется самый эрудированный!.Среди служащих в то время один ты побывал в тех краях ,так что тебе карты в руки!.....
Сайн-шанд.Заградбригада в/ч 55653.82-84г.Четвёртый бат.Хоз-взвод.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #33 : 13 Январь 2012, 01:27:45 »
Вадим,ну ты-же в этом вопросе, мне кажется самый эрудированный!.
Никола, я не самый эрудированный, разве что самый интересующийся. Но я в любом случае не могу быть более компетентен, чем настоящий монгол, житель страны.
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Altandosh

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 17
  • Страна: ru
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Skype: altandosh1
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #34 : 13 Январь 2012, 01:31:42 »
Спасибо, Алтандош!

Мне всегда было интересно вот такое: например, приезжает кто то из нас в Монголию. Как принято, как правильно вести себя в разных ситуациях...
Например, вы на улице кого то хотите спросить, незнакомого, надо к нему как то обратиться, поприветствовать...
Как, какими словами?

Как попросить продавца в магазине?
Как официанта в ресторане?

Как купить билет на автобус или на поезд, тут есть свои хитрости или правила?



Наверное вы знаете, что в Монголии к старшим обязательно обращаются на вы. (разница в возрасте 3-4 года можно на ты) если не родные и близкие. Если родной брат или сестра, то обязательно на вы (даже если разница в возрасте всего 1 год)
Если человек старше вас (к мужчине)  сайн байна уу, ахаа юм асууж болох уу?- здравствуйте дядя, можно у вас спросить?
Если к женщине (старше вас)  сайн байна уу эгчээ, юм асууж боло хуу? - Здравствуйте тетя, можно у вас спросить
Если человек отвечает за, болноо болно! - да, можно!
Тогда можно задать вопрос.
Если человек младше вас (будь-то мальчик или девочка) сайн уу миний  дYY, юм асууж болохуу? Здравствуй братишка/сестренка, можно у тебя спросить?

эти фразы можно применять в любом месте, в любых стандартных ситуациях.


« Последнее редактирование: 13 Январь 2012, 02:23:52 от Mongol.Su ® »

Оффлайн Никола

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4891
  • Страна: ru
  • Карма: 237
  • Пол: Мужской
  • Skype: nik64.petrow
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #35 : 13 Январь 2012, 01:31:51 »
Очень даже хорошо и в точку сказал!,вопрос снимается,спасибо! *army*
Сайн-шанд.Заградбригада в/ч 55653.82-84г.Четвёртый бат.Хоз-взвод.

Оффлайн Altandosh

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 17
  • Страна: ru
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Skype: altandosh1
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #36 : 13 Январь 2012, 02:17:45 »
На пример:
Здравствуйте, мне пожалуйста билет на самолет/вагон Улан-батор - Москва! Сайн байна уу, би
Улааньаатар-Москвагийн онгоцны/вагоны билет худалдаж авъяа!
Cколько стоит? - Хэдэн төгрөг вэ?
Какого числа отправляестся? - Хэдэн сарын хэдэнд хөдлөх вэ?
Вот мой паспорт! - Энэ миний паспорт!


В ресторане/кафе:
 Дайте меню! - Хоолны цэс огно уу
Мы хотели бы заказать - Бид захиалмаар байна
мясное блюдо - махтай хоол
овощное блюдо - ногоотой хоол
рыбное блюдо - загастай хоол
 Дайте вилку \ нож \ ложку - Надад сэрээ/хутга/халбага огно уу
Салфетку дайте, пожалуйста - Надад салфетка огно уу
Так вкусно! - Их амттай байна!
Официант! счет пожалуйста. - Yйлчлэгчээ, тооцоогоо хийнэ YY.
 
 

« Последнее редактирование: 13 Январь 2012, 02:22:25 от Mongol.Su ® »

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #37 : 13 Январь 2012, 02:23:09 »
Так, это интересно
а входя в магазин, кафе, в ресторан, принято здороваться? и как, так же как и обычно?
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Altandosh

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 17
  • Страна: ru
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Skype: altandosh1
Re: Обычаи и особенности поведения в стране
« Ответ #38 : 13 Январь 2012, 02:35:54 »
Так, это интересно
а входя в магазин, кафе, в ресторан, принято здороваться? и как, так же как и обычно?


Да, просто здороваетесь.Кстати с женщинами тоже можно здороваться за руки, это считается нормально.
Вообще наше общество в плане норм поведения потихоньку перенимает общестандартные европейские манеры поведения. Конечно при этом не забывают национальные особенности.