Добрый день Олег!
Приближается наш с вами праздник "День памяти о воинах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества". Ранее этот праздник называли "День воина - интернационалиста". Мы поздравляем вас с этим праздником. Вы честно выполнили долг солдата в далёкой восточной стране Монголии. Вам есть чем гордиться и что вспомнить! Желаем вам и всем нашим братьям компанам здоровья и всего самого доброго!
В этот день в нашем городском музее будет открыта экспозиция посвящённая советским солдатам служившим в Монголии. Перед открытием выставки будет небольшой митинг и возложение венков к памятнику "Воинов - исполнявших долг за пределами отечества". В нашем городе есть такой памятник. Одним из инициаторов строительства такого памятника выступил мой брат Пётр Колесников. Позже обязательно вышлю фотографии с выставки.
Олег, у нас к вам очередная просьба. Помогите разместить небольшой рассказ "Оборотная сторона солдатской медали" на сайте наших братьев воинов забайкальцев. Отдельное большое спасибо руководителю сайта за очень важную и трудную работу, которую он проводит по организации работы сайта.
И ещё один вопрос: скоро будет готов фильм о нашей поездке в Монголию. Может быть даже успеем к 23 февраля. Узнайте у руководителя сайта - можно будет разместить наш фильм на сайте? Нам бы очень хотелось что бы премьера фильма была именно на сайте наших братьев забайкальцев.
С уважением, Алексей и Пётр Колесниковы.
По поводу размещения фильма я объяснил."Оборотная сторона солдатской медали."
У солдатской службы, как и у солдатской медали, всегда две стороны. Одна лицевая или парадная. И если посмотреть на корень данного слова, то видно, что предназначена она для парада. Вторая – оборотная или теневая, как и обратная сторона Луны, она всегда в тени, но она есть. О лицевой стороне написано много, и мы не будем уподобляться любителям громких лозунгов и пафосных статей. А приоткроем другую сторону, которая располагается ближе к солдатскому сердцу. Ратная служба во все времена была нелёгким делом, и даже обычные пороки иногда очень помогали нам в исполнении своего интернационального долга вдали от родины. О них сегодня мы и вспомним.
Первый порок солдатской жизни – табакокурение. Это практически единственный узаконенный в армии порок. Сегодня с ним борются на всех уровнях власти, а в годы нашей службы в Монголии каждому солдату и сержанту срочной службы государство выдавало в месяц по восемнадцать пачек сигарет без фильтра. Как правило, это были сигареты марок «Памир» или «Охотничьи». Возможно, в этом состояла доля заботы о солдатах, несущих свою службу вдали от родины. Существует обманчивое мнение, что курение снимает стресс или согревает в холод. Что касается стресса, это вопрос сложный, но вот насчёт согревания медицина даёт точное заключение – никотин сужает кровеносные сосуды и, как следствие, курящий человек замерзает быстрее. А общим отрицательным результатом такой заботы государства о военнослужащих становилось то, что во многих частях курил практически весь личный состав. Но курение в армии, это не только употребление никотина. Солдатские байки, пересказываемые в курилках, это не только устное солдатское творчество, передаваемое от призыва к призыву, но и «наука выживания». Сколько поучительных рассказов и наставлений слышал молодой солдат в курилке от старослужащих, пересказать попросту невозможно. А сколько традиций связано в армии с курением! Например «похороны окурка», это же классика воспитания вчерашнего гражданского юнца, и доступное объяснение ему того, что чистота – одна из основ Советской армии.
Следует отметить, что не лучшим примером в борьбе за здоровый образ жизни для наших солдат, служивших в Монголии, были и сами монголы. Традиции табакокурения в эту страну пришли из Китая, и до начала советизации страны массовые поставки нюхательного и курительного табака шли сюда именно из Поднебесной. В советский период основными поставщиками табака в Монголию были Советский Союз и Болгария. По канонам буддизма курение осуждается, как вредная привычка, но и в советское время, и в наши дни Монголия одна из самых курящих стран в мире. При этом нельзя не сказать и то, что очень часто именно табак помогал общению наших солдат с аратами. При встрече в степи, после традиционного приветствия: «Сайн-байну!» – наш солдат угощал монгольского пастуха сигаретой и, покурив, они становились почти родными людьми. В дни нашей службы в Монголии обычным явлением были и совместные перекуры с монгольскими солдатами, выражение: «Компан, дай закурить», – даже молодые цирики произносили практически без акцента.
Вторым пороком, отвлекавшим солдат от должного несения службы, был алкоголь. Сто грамм фронтовых начали активно выдавать красноармейцам ещё в 1940 году во время финской компании. Эта малоизвестная война началась практически сразу после военных действий на Халхин-Голе. Но если в монгольских степях Красной армии удалось быстро разгромить японских милитаристов, то финская компания началась с неудач. Есть общеизвестное изречение о том, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, наверно, так случилось и с военными действиями на Карельском перешейке. Особенно это было заметно по форме одежды красноармейцев в холодную зиму 1940 года. Ботинки с обмотками и отсутствие тёплого белья стало причиной того, что количество небоевых потерь – обмороженных красноармейцев на той войне было очень велико. Тогда для внутреннего согревания по предложению народного комиссара обороны Клима Ворошилова и была введена выдача ста наркомовских граммов. Впоследствии эта традиция перешла в окопы Великой Отечественной. Правда, в середине мая 1945 года выдача спиртного в армии прекратилась, однако к этому времени историческое превосходство русской хлебной водки над немецким картофельным шнапсом нашло своё безоговорочное подтверждение в надписях на Рейхстаге! В мирное время алкоголь в армии в виде сухого вина выдаётся только подводникам во время дальних походов. Считается, что оно помогает адаптироваться к несению службы в замкнутом пространстве. Правда, с появлением атомных подводных лодок родился миф, что алкоголь выводит из организма радиацию. Это заблуждение. Любой медицинский работник расскажет вам, что исследования, проведённые учеными с помощью меченых атомов, показали, что спирт не разрушает радиоактивные частицы и не выводит их из организма человека, а как универсальный растворитель более равномерно перераспределяет радионуклиды по ранее незаражённым органам человека. Не согревает водка и на морозе. Эффект «прилива тепла» кратковременный и обманчивый. Спиртное расширяет сосуды кожного покрова человеческого тела, вследствие чего теплоотдача организма увеличивается и обморожение наступает быстрее.
Солдаты, служившие в середине семидесятых годов прошлого века в Монголии, получали ежемесячное содержание равное одной бутылке монгольской водки архи, но при желании, отметить какое-либо событие, чаще всего покупали более дешёвую монгольскую самогонку.
История развития самогоноварения в России очень тесно связана с монголо-татарским нашествием. Расцвет производства этого крепкого горячительного напитка из подручного сырья возник потому, что с приходом монголов на Русь она оказалась отрезанной от южных винодельческих регионов, торговые связи с поставщиками заморских вин на первом этапе нашествия тоже были нарушены, и русская смекалка спасла страждущих. Сначала хмельные напитки, подобные браги, а потом и самогон начали производить из того, что было под руками или даже под ногами. Процесс быстро совершенствовался, и скоро количество рецептов производства крепкого самогона стало практически сравнимо с количеством сельских поселений в России.
Монгольская самогонка, поставляемая нашим солдатам, чаще всего производилась местнорусскими. У нас в пригороде Улан-Батора поселке Амгалане жило несколько местных русских семей, которые ночью всегда были готовы продать нашим солдатам несколько бутылок горячительного. Из чего оно производилось, мне до сих пор неизвестно, но один запах этого напитка убивал наповал, да и пили наши солдаты больше для запаха – что могла сделать одна бутылка самогона с отделением старослужащих!? Скорее всего, радостное ощущение похмелья от избытка в самогонке сивушных масел и было главной целью этого потребления. Следует отметить, что в дни нашей службы покупка монгольской самогонки фактически была единственным поводом самовольно покинуть часть после отбоя. Как правило, гонцами за монгольским горячительным, выступали всего несколько человек в части, хорошо знавшие все укромные тропинки пригородов Улан-Батора и лично знакомые с производителями самогонки. Независимо от того, из какого они были призыва, такие солдаты пользовались заслуженным уважением.
Монгольская водка архи традиционно была высокого качества. К слову сказать, все, кто в наши дни приезжает в эту страну, приятно удивляются, что монголы не производят «палёные» крепкие напитки. Здесь можно не опасаясь покупать спиртное даже в небольших придорожных продовольственных магазинах хунских дергуурах. В прошлые века монгольская водка архи производилась из забродившего козьего молока путём дистилляции и вполне заслуженно могла называться молочной водкой. В наше время архи чаще производят из пшеничного спирта, но благодаря добавлению специальных ингредиентов, молочный вкус сохраняется. В Монголии очень много обычаев, связанных с потреблением алкоголя, например, пить архи принято из чайных пиал. Но самое главное достижение этой восточной страны в вопросе производства алкоголя заключается в том, что она подарила мировой культуре кумыс и все традиции, связанные с производством и потреблением этого слабоалкогольного, но очень полезного и даже лечебного напитка. Все, кто хоть раз попробовал монгольский кумыс, приготовленный из кобыльего молока, сохранят о нем приятные воспоминания до конца своих дней.
Рассказ о потреблении горячительного в частях Советской армии, стоявших в Монголии, будет неполным без повествования о производстве солдатской браги. За время службы мне посчастливилось побывать во многих подразделениях, и я могу с полной уверенностью сказать, что производство солдатской браги лучше всего было организовано в инженерных и строительных частях. Этому есть вполне понятные объяснения. Во-первых, в строительных частях было, что продать монголам, и соответственно, на что купить в монгольских дэлгурах сахар и дрожжи. Во-вторых, строительные части, и строящиеся объекты были разбросаны по всей территории Монголии, офицеров и прапорщиков всегда не хватало и на многих строительных площадках старшими были сержанты и старшины срочной службы. И как следствие самая высококачественная солдатская брага была у военных строителей. О рецептах этого пенящегося увеселительного напитка и способах его хранения можно написать не одну книгу. Например, в нашей части брагу однажды поставили прямо в огнетушителях, висящих на пожарном щите в расположении роты. Почти неделю все солдаты подходили и гладили тёплые от реакции брожения красные баллоны, которые висели почти напротив оружейной комнаты. В подобном случае, произошедшем в одном из батальонов 31-й военно-строительной бригады, клапан пожарного баллона не выдержал внутреннего давления, и брага струёй залила все подразделение. Организаторов производства хмельного, конечно же, не нашли, но несколько дней вся рота отмывала стены и пол казармы.
Третьим, самым труднодоступным и самым сладким солдатским пороком была любовь. Многие наши сослуживцы каждый день писали письма своим возлюбленным, и это достойно самого искреннего уважения. Но была и армейская любовь. Практически у каждой части, стоявшей возле монгольских городов или селений, жили свои монгольские жрицы любви. Общее имя у этих заботливых женщин было – Катюша. Одно время нам в части даже запретили петь одноимённую фронтовую песню. Командование понимало, что, крича на плацу во весь голос: «Выходила на берег Катюша…» – мы имели в виду именно монгольских Катюш, выходящих на берег монгольских рек Тола или Селенга. Платное женское внимание стоило недорого, иногда несколько пачек сигарет или кусков солдатского мыла. Мы тогда ещё не знали слова «бартер», но этот вид товарных отношений при покупке любви был основным. Места встреч с монгольскими Катюшами были самыми разнообразными, чаще всего они сами приходили в часть или на объекты, где трудились наши сослуживцы. В семидесятые годы прошлого века воинские части, стоящие возле Улан-Батора, напоминали одну большую строительную площадку, в каждой из них возводилось сразу несколько объектов, они и были местом свиданий. В нашем батальоне в это время обустраивался автопарк, строились клуб, водокачка, новая котельная, реконструировалась баня и укромных уголков, невидимых взору офицеров, было множество. К чести нашего командования оно, как могло, пресекало общение солдат с монгольскими женщинами лёгкого поведения, но дальше нравоучений дело не продвигалось. Солдаты, имеющие право выхода из части, общались и с местнорусскими девушками. Скажу сразу, что мне неизвестны случаи, когда наши соотечественницы продавали свою любовь, а вот случаи, когда наши солдаты или прапорщики женились на русских монголках, хоть и не часто, но бывали. В соседней с нами части прапорщик, служивший заведующим клубом, женился на местнорусской девушке, правда, как нам потом рассказали, жить в Советском Союзе им разрешили только в Читинской области.
Пороки чревоугодия и азартных игр подробно описывать не будем. Солдатский рацион, лишенный гастрономических деликатесов, просто не располагает к развитию темы застолья. Самым распространенным блюдом, приготовляемым вне солдатской столовой, была поджаренная картошка. Что не удивительно, ведь этот овощ был самым доступным в армии. Правда, иногда картошка жарилась на воде, но зато количество приспособлений, на которых производилась термическая обработка этого овоща, описать попросту невозможно. Паяльные лампы, газосварка, самодельные электронагреватели, дизельные и бензиновые печки, многие из этих приборов вполне достойны того, чтобы быть запатентованными как отдельный вид кухонного приспособления для приготовления горячей пищи в полевых условиях. Картошку жарили везде, и на чём только было возможно. Я лично был свидетелем того, как в штабе 39-й общевойсковой армии старшие офицеры бегали по кабинетам и открывали окна для проветривания помещения. Оказывается, два солдата, охранявшие штаб армии, решили поджарить картошку прямо в караульной комнате, но их отвлекли от этого приятного занятия по служебным надобностям, и блюдо, оставшееся без присмотра, сгорело. Драматизм ситуации усугублялся тем, что все ждали приезда командующего, а штаб пропах горелой картошкой. В полевых частях её жарили в прорабских, сушилках, на складах и в кунгах машин – в общем, практически везде. В нашей части самым излюбленным местом приготовления поджаренного картофеля была котельная. Молодые солдаты часто жарили её прямо в угольных топках, кухонные бачки раскалялись докрасна и часто прогорали, но уже на следующую ночь процесс повторялся вновь. Самое удивительно было в том, что весной, когда овощные склады пустели, и солдатские столовые переходили на сухую картошку, многие сослуживцы придумывали, как жарить и этот полуфабрикат!
Теперь об азартных играх. В наше время солдаты, служившие в Монголии, ими особо не увлекались, играть попросту было не на что. Конечно, в ленинских комнатах стоял традиционный набор шашек и шахмат, но вот самодельные карты или костяшки домино мы не делали и эти виды развлечений не нашли в нашей среде никакого развития. Посему сразу перейдём к следующему армейскому пороку – солдатским ругательствам.
Они почти не отличаются от гражданских крепких слов, но их применение в армии распространено очень широко. Как говорится, в армии матом не ругаются, в армии матом разговаривают. Как мне помнится, многие наши прапорщики матерились через слово. Понять, что они хотят сказать, можно было только по интонации голоса, жестикуляции рук, топающим ногам и трясущейся голове. Но самое интересное заключается в том, что, выучив несколько первых простых фраз на монгольском языке, я сразу озаботился тем, что многие слова где-то уже слышал. Впоследствии мои заключения нашли подтверждение в научных работах филологов.
Многие из знатоков крепких выражений считают, что мат пришёл к нам на Русь вместе с монгольским нашествием. Например, общеизвестное слово из трех букв «х…й» не имеет никакого перевода в русском языке, зато в монгольском языке, оно дословно переводится, как – «ножны для холодного оружия». То есть выражение – «положить ножны от штык-ножа АК-47» на какой-либо приказ или действие начальства имеет вполне понятное обозначение. Очень легко запоминаются многие составные русско-монгольские слова, например бронетранспортёр на монгольском языке будет – «хуяг машин». Как говорится, просто и сразу всё понятно! И список подобных выражений, взятых из монгольского языка, можно продолжать очень долго. Кто знает, может, и правда корни великого и могучего русского мата, пошли от общения с монголами! К нашей нескрываемой гордости и в монгольских ругательствах очень много слов из русского солдатского сленга!
На парадной стороне общественной медали, вручённых солдатам, служившим в монгольских степях, расположены флаги Монголии и Советского Союза и написаны слова «Воин интернационалист», на оборотной стороне выбиты слова «В память о службе в Монголии». Мне дороги обе стороны этой медали, как и память о каждом дне, проведённом в этой далёкой буддийской стране, и о каждом сослуживце, с кем судьба свела меня в те дни. С праздником братья-компаны! А, поднимая бокал «за тех, кто в сапогах», вспомните наши простые солдатские пороки и улыбнитесь, ведь это было частью нашей жизни и останется с нами навсегда!
Старший сержант запаса Пётр КОЛЕСНИКОВ
вч. п/п. 25990, Улан-Батор, МНР