Малоизвестный Крым. Старая дорога над каньоном УзунджаПеребирая несколько дней назад летние фото, наткнулся на десяток фотографий, которые в итоге легли в основу этого поста.
На самом деле, я бы и не рассказывал об этом месте каким-то отдельным сюжетом, если бы не одно НО.
Это место очень красивое и о нем мало кто знает.
Нет, оно не является и никогда не являлось каким-нибудь секретным. Просто как-то проходит мимо внимания туристических справочников и экскурсионных туров. Хотя эту дорогу прекрасно знают пешие туристы, т.к. по ней проходит тропа, ведущая к каньону Узунджа (который, кстати, тоже можно отнести к малоизвестному Крыму).
Итак, дорога в Байдарской долине, повисшая над глубоким каньоном и повторяющая все его изгибы, которая ведет к крохотной деревеньке Колхозное, в которой сейчас живет всего 6 человек.
Фактически, дорога жизни для нескольких жителей. Но невероятно живописная
2. Эта дорога располагается в районе Байдарской долины и вьется между двумя вершинами - Тарпан-Баир и Курт-Кая, над глубоким каньоном, образованным рекой Узунджа.
3. Построена она еже в XIX веке, причем построена довольно основательно - по всей протяженности мощные подпорные стенки, выложенные из камня, а также оградительные стенки, призванные защищать дорогу от обвалов.
Почему же в такую крохотную деревню ведет такая основательная дорога, спросите вы? Ведь, наверняка, ее стоимость в любой время была немалой.
Дело в том, что когда-то Колхозное носило имя Узунджа и в нем проживало до более тысячи человек: в период с 1864 по 1875 гг в ней насчитывалось 416 (!!!) дворов, по переписи населения 1897 г здесь жило 516 человек, как и согласно переписи 1923 года (удивительная стабильность). Черным для деревни стал 1944 год. Депортация крымских татар опустошила ее и привела к переименованию в Колхозное. В 2001 году здесь проживало 9 человек, а в 2012 всего 6.
В настоящее время здесь проживает 5 человек. Семья лесника (3 человека) и бывшая доярка с сыном. В конце 90-х было начато строительство нескольких дач жителями Севастополя, но из-за отсутствия хорошей дороги, часть из них так и не была не закончена. Правда несколько домов за высоким забором таки достроили и периодически около них заметна достаточно высокая активность.
Периодически работает спортивный подростковый лагерь.
4. Машину на этой дороге увидишь довольно редко. Основной трафик по ней составляют пешие туристы, направляющиеся в сторону каньона Узунджа и пещеры Сюндюрлю.
5. Несмотря на то, что дороге более 100 лет, она в довольно сносном состоянии, хотя, судя по всему, асфальтового покрытия она не знала.
6. Удивительно, что дорога достаточно широкая, как для построенной в XIX веке, когда не было автомобильного транспорта, а лишь гужевой.
7. Конечный пункт этой дороги - село Колхозное. И те самые несколько домов за высокими заборами
8. Вид на Колхозное с тропы в Каньон Узунджа.
Красивые и невероятно тихие места. Есть еще и такие
Посмотрим, может быть, даже приживется эта рубрика о малоизвестных местах Крыма.
Отсюда:
https://aquatek-filips.livejournal.com/615978.htmlСправка:
Дорога Скеля-Узунджа (Родниковское-Колхозное), так же как и дорога из Байдарской долины в Бельбекскую через перевал Бечку (Передовое - Новополье), построены французами во время Крымской войны. Это была французская "зона ответственности". Как пишет севастопольский краевед Евгений Веникеев в своей книге Севастопольские маршруты ("Таврия", 1988)
"В конце Крымской войны, ожидая заключения мира, англичане и французы стремились чем-то занять бездельничающих солдат, а заодно (на всякий случай!) готовились к наступлению в центральные районы Крыма. Поэтому французское командование и отдало приказ о прокладке дороги. К слову сказать, не единственной, построенной ими. Да и англичане тоже занимали своих солдат дорожными работами.
Мы легко можем представить, как это было. Одни копали землю, другие долбили камни, изготовляя щебень. Кстати, о щебне. Казалось бы, предельно простой и очень старый способ - устраивать дорогу, укатывая в земляное полотно щебень. Но в то время это было последним словом в дорогостроении. Подобный вид шоссе изобретен в 30-х годах прошлого века в Англии и назывался по имени изобретателя макадамовым."
Дорога сейчас асфальтирована ,но узкая и не рассчитана на интенсивное движение.Ездил весной туда и еле разъехался с другой легковой машиной...Она имеет сейчас такой вид.