Источник
http://www.lwvmoorestown.orgВ 1905 г. русский купец Карвонов, занимающийся перевозкой товаров гужевым транспортом в Дархадскую котловину и имевший морское образование, предложил возить грузы водным путем до устья Джиглэг-Гола. Местные чиновники дацана Ханх были не против. Рядом с Ханхом на деньги русского купца началось строительство первого деревянного баркаса грузоподъемностью около 50 т. На судно установили 40-сильный котел, ив 1910 г. пароход отправился в первый рейс. Почетным пассажиром был лама Ханхско-го дацана. Напротив устья Джиглэг-Гола пароход сел на мель и напуганный этим лама попытался разжечь костер для проведения молебна прямо на деревянной палубе. Костер выбросили за борт. Русский купец, чтобы сгладить недоразумение, попросил ламу дать имя судну, на что тот ответил: «Раз в Монголии построено, хочу назвать — «Монгол». До 1930 г. пароход исправно совершал грузовые перевозки по озеру.
В 1931 г. по просьбе правительства Монголии на полевом стане в Ханхе в местности Маньт-Толгой было построено деревянное судно с дизельным двигателем мощностью 100 л.с и грузоподъемностью 100 т. На свой борт судно могло взять 40 пассажиров. В честь революции 1921 года судну дали название «10 лет Монголии».
Торговля между Россией и Монголией развивалась и в 1932-1934 гг. по просьбе правительства Монголии Восточно-Сибирское пароходство построило грузопассажирский пароход «Су-хэбаатор» мощностью 200 л.с, а также две баржи с деревянным корпусом грузоподъемностью 200 т и 400.html т — «Малчин» (Скотовод) и «Ажилчин» (Рабочий). Они смогли проработать до 1956 года, после чего были списаны.
В 1957 г. на смену деревянным судам пришли металлический пароход и баржа. Пароход вновь назвали «Сухэбаатор», а баржу — «Ховсгол». Грузоподъемность парохода была 60 т, мощность 400.html л.с, он брал на борт 20 пассажиров и ломал 20-сантиметровый лед. Баржа брала на борт до 400.html т груза.
С развитием земледелия Монголии нужны были трактора, возросла потребность в нефтепродуктах. В 1961-1962 гг. для поставки нефтепродуктов из России через озеро Хубсугул была построена бензоналивная баржа «Уртац» (Урожай). В 1986 г. в Хатгале был построен дизельный буксир мощностью 800 л.с, которому передали все то же имя «Сухэбаатор». С 1992 г. грузоперевозки по озеру прекратились и теперь все морские суда — буксир «Сухэбаатор» и баржи в исправном состоянии стоят без "работы у причалов.
В конце 1990-х гг. для туристических целей на Хубсугул были поставлены два катера типа «Яросла-вец», базирующихся в настоящее время в Хатгале и обслуживающих туристические базы на юге Хубсугула.