Освоение Урала в XVII в.В XVII в. продолжалось освоение Урала, которое после устранения военной опасности с юга и востока становилось массовым. Продвижение русского населения в северные районы Урала сдерживали неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства. В южных районах Урала русские встретили сопротивление башкирского населения, отстаивавшего свои права на степные пространства как естественные пастбища для развития кочевого скотоводства.
Основными районами массовой русской колонизации становятся неосвоенные или слабо освоенные плодородные земли лесного и лесостепного Среднего Урала. Местное земледельческое население в основном доброжелательно относилось к русским крестьянам и вместе с ними осваивало новые пашни. Немногочисленное промысловое и скотоводческое население попадало под влияние русской земледельческой культуры и переходило к оседлости.
Главной формой колонизации остается стихийная крестьянская колонизация. Нарастание темпов переселения на Урал крестьян из северных уездов Поморья было связано с усилением социального расслоения крестьянства (обезземеливание и разорение его торгово-ростовщическим капиталом), распространением в этих районах крепостничества (захват части черных земель дворцовым ведомством, боярами, помещиками и монастырями [16, с. 6—11]. Большая часть поморских крестьян переселялась легально, отпущенная своими «мирами» — общинами, имея на руках разрешение — специальные документы (отпускные, проезжие, подорожные, «кормежные памяти») [37, с. 57-70].
Рост крепостничества в центральных и поволжских уездах России также вел к отливу крестьянства из этих районов на окраины. Введение Соборного уложения 1649 г., массовые сыски беглых в разных районах страны толкали крестьян на далекие переселения, в том числе и на Урал. Здесь их трудно было разыскать, а царская администрация, заинтересо
ванная в быстрейшем освоении новых земель, не проявляла особого рвения в розыске беглых да и не имела достаточно сил для его проведения.
В начале XVII в. правительство сохраняло льготы для первопоселенцев в слабо освоенных районах. Однако по мере нарастания стихийного массового движения крестьян на Урал оно отказалось и от этих небольших льгот.
На переселение крестьян на Урал влияли репрессии царского правительства при подавлении народных движений. Так, резко возрос приток населения из поволжских уездов после поражения Крестьянской войны под руководством С. Т. Разина. Начавшиеся преследования старообрядцев привели к появлению на Урале первых раскольничьих скитов.
Одной из причин переселения на Урал были также стихийные природные бедствия в разных районах страны: засухи, сильные морозы, длительные дожди и наводнения, приводившие к неурожаям, бескормице, гибели скота и промысловых животных. Следствием их был голод. Наиболее тяжелыми были голодные годы в начале века (1600—1603 гг.), в начале 30-х и 40-х годах и в конце века (1696—1698 гг.). Это вызвало переселение из районов, наиболее пораженных голодом, в районы менее от него пострадавшие.
Во второй половине XVII в. на Урале начались сыски беглых. Нередко им предшествовали переписи населения с целью привлечения в тягло всех крестьян. Происходит перемещение населения из уездов, в которых проводятся сыски и переписи, в уезды, еще не охваченные ими. Рост налогов и произвол царской и вотчинной администрации при их сборе также толкали на переселения крестьян внутри региона. Так, в 1671 г. крестьяне Чердынского уезда жаловались, что «от тех беспристанных си-верских (сибирских) ямских отпусков, и от хлебных запасов, и от судового дела и новоприбавочных стрелетских денег, и от хлебного недороду стала нам безмерная тягость… и покиня домушка и пашнишка свою впусте разбрелись врознь» 2. В 1697 г. «Чердынского уезда многие жилые тяглые крестьяне врознь разбрелися» 3 от бесчинства строгановских приказчиков, проникавших на черносошные земли.
На миграцию нерусских народностей оказывали влияние действия местных властей, жестокие меры взыскания ясака. Трудовые массы разных национальностей искали выход в бегстве на новые земли. В 1612 г. вишерские вогуличи ушли в Верхотурский уезд. В 1622 г. чусовские во-гуличи жаловались, что М. Строганов послал своих приказчиков отбирать у них пушнину — «и им от их ыасильства асаку платить нечем и тата-ровя и вогуличи бредут розно» 4.
От произвола в сборе ясака в 1648 гг. татары из Верхотурского уезда бежали в Уфимский 5, а в 1658 г. вогуличи Чусовской слободы «хотели врознь брести по иным местам из-за разорения, чинимого тобольскими служилыми людьми» 6. Во время переписи 1678 г. ясачных людей Куыгурского уезда «из того оброку черемиса и чуваша и остяки разбежались в иные города».7. В 1680 г. марпйцы
Кунгурского уезда, «покинув свои юрты, разбрелись врознь» 8 после обложения их «стрелецкими деньгами».
На миграцию населения влияли национальные движения. Так, во вре- > мя восстания 1662—1664 гг., поднятого феодальной верхушкой башкир и мусульманским духовенством, русские крестьяне из Кунгурского, Осин-ского и южной части Верхотурского уездов переселяются в другие уезды Урала. При подавлении восстания правительственными войсками башкиры в свою очередь снимались с насиженных мест и уходили на новые земли.
Определенной вехой в русской колонизации Приуралья в XVII в. было образование нового — Кунгурского черносошного уезда на черноземных землях Сылвенско-Иренского поречья. В 1648 г. из вотчин Строгановых, Пыскорского и Соликамского Вознесенского монастырей и владений Соликамских посадских людей Елисеевых и Суровцевых на р. Сылве сюда были «выведены» в государственные крестьяне 1222 человека. На Сылву начали переселяться крестьяне Соликамского, Чердынского, Кай-городского уездов и Новоникольской слободы, а также из Сольвычегод-ского, Устюжского и Важского уездов Поморья.
Темпы заселения Кунгурского уезда в XVII в. были самыми высокими на Урале. За 55 лет (1648—1703 гг.) количество дворов здесь увеличилось в 12,2 раза. Кроме русского населения, здесь проживали татары, башкиры, марийцы, чуваши и удмурты, составившие около i/5 населения уезда. За 80 лет (1624—1704 гг.) численность нерусского населения также увеличилась почти в 12 раз. Большинство его занималось земледелием, вместе с русскими поднимая кунгурскую пашню. Быстро заселялись плодородные земли в окрестностях Новоникольской слободы (будущем Осинском уезде). С конца XVI до начала XVIII в. число дворов в слободе и прилегающих к ней деревнях выросло почти в 30 раз9.
Продолжалось освоение и ранее возникших уездов Приуралья. В Чер-дынском уезде, территория которого сократилась после передачи в 1640 г. земель Иньвенского, Обвинского и Косьвинского поречий в Соликамский уезд, за 100 лет (1579—1679 гг.) число дворов выросло в 2 раза 10. Он стал центром расселения в другие уезды Урала и Сибири, как и большой по площади, удаленный Кайгородский уезд, отлив населения из которого превышал его приток.
Успешно заселялся Соликамский уезд, главным образом за счет освоения плодородных поречий. За 32 года (1647—1679 гг.) крестьянское население по Иньве, Обве и Косьве выросло более чем в 3 раза [45, с. 79-84]. В начале XVIII в. (1702 г.) здесь было 617 населенных пунктов и проживали 14 тыс. душ мужского пола [50, с. 92—96]. Заселение строгановских вотчин в первой половине XVII в. также шло быстрыми темпами. За 45 лет (1579—1624 гг.) число дворов в них увеличилось в 4 раза. Во второй половине века темпы значительно снизились вследствие усиления в вотчинах крепостного гнета. В 1700—1702 гг. Строгановым были отданы плодородные поречья Соликамского уезда и земли по рекам Косе и Долог из Чердынского уезда, населенные в основном коми-пермяками.
Постепенно сложилось старожильческое русское население, родившееся и выросшее на Урале. К концу XVII в. оно уже преобладало в Приуралье и составило около половины населения Зауралья.
Основная часть переселенцев направляется за хребет — на восточный склон Урала и в Спбирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне’ наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхо-турского уезда до р. Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами п населены беломестными казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла.
Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян — слобод-чиков, призывавших «охочих людей» для освоения пашни. Сами слобод-чики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайский острог, Шадринская, Камышловская и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни.
За 56 лет (1624—1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз и. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами.
В конце XVII в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Согласно переписи 1678 г., в Кайгород-ском уезде «прибылые дворы и люди не пришлые — крестьяне тое ж Зюздинской волости, разделились от отцов дети, от братьев братья, от дядей племянники, от тестьев зятья» 12.
Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с «государевой десятинной пашней» в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.) [30, с. 83-86]. Крестьяне переселялись целыми группами по 25— 50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чу-совской — коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня — Черемисская.
В XVII в. Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сиоири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 — из Кайгородского, 3,6% -из Чердынского уезда 13.
Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила от ггазанн на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу.
Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение Нейвы и Ницы.
В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья.
Увеличение посадского тягла в результате «посадского строения» 1649—1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Так, с 1647 г. «из поморских городов… с посадов… сошли в Сибирь посадские люди… с тяглых своих жеребьев: от хлебного недороду и от бедности, с женами и с детьми» [51, с. 172].
Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения.
Темпы переселения посадских людей были более медленными в сравнении с крестьянской колонизацией. Во второй половине XVII в. зарождается новая форма колонизации — промышленная, связанная со строительством заводских поселков при предприятиях. Посадское население в Приуралье росло быстрее, чем в Зауралье. В зауральских городах служилые люди по-прежнему составляли значительную часть населения. Так же, как и в деревне, к концу XVII в. в уральских городах сформировалось старожильческое население, которое значительно преобладало над новопоселенцами.
Наиболее быстро росли в XVII в. новые города и старые, возникшие в богатых природными ресурсами районах. Население Кунгура за 73 года (1649—1722 гг.), несмотря на неоднократные разорения от башкирских набегов, выросло более чем в 5 раз, Соликамска за 131 год (1579— 1710 гг.) — в 15 раз. Население солеваренной слободы Новое Усолье за 55 лет (1624—1679 гг.) выросло более чем в 10 раз 14.
Население уральских городов росло и за счет ссыльных, и за счет притока нерусского населения: коми-зырян, карел, мари, татар, литовцев, а также служилых людей — пленных поляков и перешедших на русскую службу манси (вогуличей). В 1678 г. коми-зыряне в Чердыни составляли 26,4% всех переселенцев, а в 1680 г. нерусские переселенцы в Верхотурье-26,2%.
В XVII в. продолжалась монастырская колонизация Урала. Правительство поощряло деятельность монастырей, но не было заинтересовано в чрезмерном увеличении их богатств. Небольшие монастыри — «пустыни» строятся крестьянами и посадскими людьми, рассчитывавшими с помощью сословных привилегии уклониться от усиливавшегося феодального гнета. Большинство новых монастырей было создано ранее существовавшими монастырями как их филиалы.
На Урале впервые появляются ко-лоппи крупных русских монастырей Центра, Севера и Поволжья (Трои-це-Сергпева, Воскресенского, Новоиерусалимского, Саввино-Старожевско-го. Архангельского Великоустюжского). Активную деятельность развил Тобольский митрополичий дом, создавший в Верхотурском уезде несколько слободок, принадлежавших главе сибирской церкви архиепископу Кип-риану [52, с. 74-81].
Среди новых монастырей наиболее крупными были такие зауральские монастыри, как Невьянский Богоявленский, Рафаилов, Далматовский, имевший каменные укрепления для защиты от башкир, земли которых он захватил. Несмотря на значительное сокращение земельных владений и зависимых крестьян, во время создания Кунгурского уезда продолжали развиваться такие прикамские монастыри, как Пыскорский и Соликамский Вознесенский.
В монастырские вотчины в течение XVII в. переселялись крестьяне из северных, центральных и поволжских уездов страны. Происходили и внутренние перемещения, главным образом из северных монастырей в южные, из Приуралья в Зауралье. К концу XVII в. происходит значительный отлив трудового населения монастырей на черносошные земли и заводы. Во время церковной реформы Петра I значительная часть крестьян была выведена в тягло, немало их ушло с монастырских земель, некоторые монастыри (Невьянский Богоявленский) были закрыты. В 1710 г. из вотчины Пыскорского монастыря 77 крестьян были выведены в тягло, 23 сбежали, 17 добровольно ушли, 9 были взяты в солдаты и на строительство Петербурга15. Масштабы освоения земель в ходе монастырской колонизации были более чем скромными.
Подробнее:
http://uraltourist.ru/2010/11/osvoenie_urala_v_xvii_v/#ixzz1tv5biboF