Суббота , 20 апреля 2024

«Зеленый кузнечик» в небе над Моголией


В Советском Союзе самолет АН-2 был известен как «кукурузник». Но вся Монголия знает не иначе, как под именем «Царцаа ногоон» — «Зеленый кузнечик». С 1956 года Гражданская авиация и ВВС Монголии получили в общей сложности 90 самолетов этого типа, только одна авиакомпания МИАТ имела их 79 штук.

В том же году Совет Министров МНР издал Постановление «Об установлении авиапочтовых и транспортных связей в некоторых аймаках», благодаря которому начались регулярные полеты из Улан-Батора в аймаки Дорнод, Ховд и Хубсугул (Мурэн). В январе 1960 года самолеты Ан-2 с экипажами разместились в аэропортах Ховдосского, Хубсугульского и Гоби-Алтайского, после чего открылось и сообщение между сомонами одного или нескольких аймаков.

Царцаа ногоонВ июне того же года открылся рейс в сомон Ренчинлхумбэ, а в 1962 году — в Хатгал, Жаргалант, Эрдэнэбулган, Галт и Цагааннуур… Постепенно самолеты Ан-2 появились в аэропортах каждого аймака. Более крупные самолеты, вроде Ил-14 или Ан-24 развозили пассажиров из Улан-Батора в аймачные центры и между ними, а «зеленые кузнечики» летали внутри аймаков, более чем в 300 сомонов, бригад и городов, перевозя по 794 тысяч пассажиров в год. «Зеленые кузнечики» выполняли почтовые и санитарные рейсы, обрабатывали сельскохозяйственные угодья от вредителей, следили за пожарами в лесах и степях.

И сегодня на хранении в аэропортах Монголии находятся несколько десятков Ан-2, ожидающих или списания или восстановления. Однако такие программы сегодня упираются в фактический коллапс разработчика самолета — «КБ им. Антонова», волею судьбы оказавшегося на территории Украины, и которому сегодня не до восстановления старых самолетов.  И не до проектов вроде самолета Ан-2-100 — украинского варианта ремоторизации Ан-2 с установкой турбовинтового двигателя МС-14 от АО «Мотор-Сич».

Остается строить свои аналоги, и такие проекты есть. Например, несколько проектов Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина из Новосибирска в версиях ТВС-2АМ, ТВС-2МС, ТВС-2ДТ, ТВС-2ДТС с установкой турбовинтового двигателя Honeywell  производства США. Но выпуск его пока упирается в проблемы с сертификацией самолета, полностью изготовленного из композитных материалов, и не очень понятно, как сложатся внешнеполитические расклады с поставками американских двигателей.
Второй вариант:  легкий моноплан ЛМС 
Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге с полностью российскими комплектующими и  двигателем ВК-800. Этот проект пока что находится в начале разработки.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости, статьи, отчеты путешественников, советы и прочие полезные знания о Монголии. Или общайтесь в нашем чате в Telegram'е, задавайте вопросы и получайте советы.


Прочитайте также

Планы о новых авиарейсах в Монголию

Становится уже каким-то модным поветрием, открывать рейсы в Монголию