После почти тридцатилетних обсуждений в декабре 2019 года начались поставки российского газа в Китай по по трубопроводу «Сила Сибири». Несмотря на постоянные задержки, планы строительства второго газопровода из России в Китай, который предполагается завершить к 2030 году, становятся все более ясными. Новый проект «Сила Сибири-2» будет доставлять до 50 миллиардов кубометров газа с полуострова Ямал в российской Арктике в Восточный Китай через Монголию по трубопроводу протяженностью 6000 км.
25 августа 2020 года председатель Газпрома Алексей Миллер подписал меморандум о намерениях с заместителем премьер-министра Монголии Ухнаагийном Хурэлсухом, было объявлено о созданию компании, которая разработает технико-экономическое обоснование монгольского участка трубопровода. Строительство трубы, вероятно, будет обсуждаться на трехсторонней встрече Россия-Китай-Монголия, которая обычно проводится на саммите Шанхайской организации сотрудничества (планируется на ноябрь 2020 года).
В течение последних пяти лет Газпром и Китай обсуждали Алтайский маршрут, который предполагал, что трубопровод пройдет из России в западный Китай через небольшой участок границы в Горном Алтае. Притом, Китай предпочитает безопасность прямые трубопроводы без транзитных стран, и другие газопроводы уже идут из Центральной Азии в западные районы Китая. Наибольший же спрос на газ в Китае наблюдается в его более развитых восточных регионах.
В ноябре 2014 года «Газпром» и Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства второго газопровода по Алтайскому маршруту. Но позже проект был приостановлен, поскольку Россия и Китай сосредоточились на проектах «Сила Сибири» и «Арктик СПГ-2».
Тем временем Улан-Батор давно лоббирует трансмонгольский маршрут. — по словам министра иностранных дел Дамдина Цогтбаатара, Монголии потребовалось тридцать лет, чтобы получить место за столом переговоров с Китаем и Россией для обсуждения такого трубопровода. Впервые такая возможность возникла на Дальневосточном экономическом форуме 2018 года во Владивостоке, где президент Халтмаагийн Баттулга изложил свое предложение о трансмонгольском трубопроводе. В 2019 году Путин поддержал заявку Монголии на строительство трансмонгольского маршрута, а Си Цзиньпин согласился его рассмотреть. Проект трубопровода вдохнет новую жизнь в экономический коридор Россия-Китай-Монголия, единственный трехсторонний коридор «Один пояс, один путь», в котором на бумаге 32 проекта, но пока не наблюдается значительного прогресса. Для Монголии трубопровод принесет доход от транзита, а также будет стимулировать переход на природный газ, чтобы помочь уменьшить огромную проблему загрязнения, вызванную угольной энергетикой.
Казахстан также предложил подключиться к любому новому российско-китайскому проекту по экспорту газа, но в марте 2019 года Путин официально разрешил Газпрому начать изучение варианта трансмонгольского газопровода. На встрече с председателем Газпрома в сентябре 2019 года Путин запросил технико-экономическое обоснование проекта прокачки ямальского газа в Китай через Монголию. По словам президента России, «к этому склонны и китайские партнеры». Petroleum Economist сообщил, что вмешательство Путина было необходимо для продвижения трансмонгольского варианта из-за внутренней оппозиции в «Газпроме», который был приверженцем варианта «Алтай».
Для Газпрома маршрут по Алтаю был бы длиннее, дороже и сложнее в строительстве из-за рельефа и хрупкой окружающей среды, но имел то преимущество, что позволяло компании использовать избыток газа из Западной Сибири и снижать потребность в дополнительных инвестициях в разведку и добычу для поставки газа. новый трубопровод. Тем не менее, ямальский газ также поставляется в Европу, и новый маршрут позволит «Газпрому» подключить свою сеть трубопроводов, идущих на запад, к «Силе Сибири 2». Это поставит «Газпром» в диапазон получения рычагов влияния колеблющегося производителя, который сможет легче переориентировать свой экспорт газа из Европы в Азию.
В отличие от Алтайского маршрута, трансмонгольский маршрут обходит политически нестабильный Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), а также плато Укок — территорию всемирного наследия ЮНЕСКО в Алтайском крае. Новый маршрут будет даже дороже, чем «Сила Сибири» стоимостью 1 триллион долларов — оценка нового трубопровода составляет 1,3–1,5 триллиона долларов — и потребует внешних инвестиций. Прокладку «Силы Сибири 2» планируется завершить к 2030 году, хотя переговоры с Китаем по ценообразованию на газ, вероятно, будут длительными и отложат реализацию проекта.
По Pipeline «Khanfluence»: Power of Siberia 2 to Go Through Mongolia to China by Elizabeth Wishnick