В 1912 году для Нгаванг Лобсанг Чокьи Ньима Тендзин Вангчука, а попросту Богдо-гэгэна VIII-го или Жавзандамбы хутагта, большого любителя диковинных вещей, в России был куплен слон. Отдали за животное 22 тысячи (по другим сведениям, аж за 25 тысяч) «цөлхөөв» (целковых), потом везли его в Монголию поездом, докуда хватило железной дороги, а потом, через Кяхту и далее три месяца гнали пешим ходом.
Пока “бор заан” («коричневый слон», как его называли в Урге) жил в Монголии, за ним ухаживали трое специально назначенных лам, кормили (в «паёк» его входили 21 паровая лепёшка, 2 жина, т.е., 1200 граммов топлёного масла, 3 ведра красных слив и т.д) , выгуливали, купали в реке, в праздники наряжали и украшали. Зимой от холода он спасался в отдельно выстроенном деревянном «слоновнике», летом — на дворе Красного дворца (Хайстай лавиран), причем, слона выводили и на прогулки (это отмечено на картине «Хайстай лавиран» художника Марзана Шарава). Кстати, «пастухом» слона был назначен легендарный монгольский великан Ундур Гонгор («Высокий Гонгор», Өндөр Гонгор).
В буддистской практике слон это «совершенное сокровище, отпугивающее противника». По рассказам, сам Богдо-гэгэн выезжал на слоне во время праздников. Причем, судя по свидетельству русского ученого и путешественника Петра Козлова, составленному им в 1907 году, властитель не планировал останавливаться на достигнутом:
«Следуя обратно вниз по ущелью, мы нередко любовались видом, открывавшимся к северу до отдаленных гор, огранивающих долину, заполненную населением Урги. Переправившись вброд через быструю, прозрачную и обильную рыбой Толу, мы вскоре затем проезжали вблизи дома и кумирен ургинского богдо-гэгэна. В обширном гэганском дворе, среди кумиренных построек, приспособлены помещения для зверей и редких птиц. Из животного царства богдо-гэгэн гордится слоном, к которому уж несколько лет напрасно старается прикупить другого для разведения слонового потомства. Резвые иноходцы и огромные доги составляют также слабость хутухты, и он приобретает тех и других, не жалея денег».
Увы, после смерти Жавзандамбы хутагта и провозглашения республики слон остался без должного присмотра и умер в 1926 году, оставшись навсегда в истории как «богдын заан » — слон богдохана.